Всё о развале-схождении: азбука водителей
Шиномонтаж каждый водитель посещает минимум раз в полгода, когда переходит с летней на зимнюю резину и наоборот. При этом сотрудники сервиса выставляют угол наклона колёс.
Кроме сезонной причины, может появиться другая: после ремонта, замены запчастей, деталей.
Что такое развал-схождение
В обиходе под ним понимают замер и выставление угла наклона колёс.
Почему возникает необходимость регулировки при замене резины? Каждый автопроизводитель заинтересован в продажах собственного бренда шин, поэтому изготавливает автопродукцию с какими-либо новшествами, пользой: повышает устойчивость, управляемость автомобиля, сцепные качества, износостойкость.
Чтобы все характеристики, заявленные в техрегламенте, проявились максимально, есть конкретное требование для установки колес. Они должны выставляться в определенном положении как между собой, так и к дороге.
Представьте колеса плоскими. Угол, на который они отклоняются от вертикали, — это развал. Осмотр транспорта спереди или сзади выявит недопустимое отклонение визуально.
Чтобы точнее понять суть развалов, проведите воображаемые прямые, которые пересекают верх и низ колес первой оси машины. Образуется неправильный четырехугольник.
По направлению отклонения развал бывает:
- Положительным. Верхушки колес наклонены в противоположную от кузова сторону. То есть, участок торчит наружу по отношению к ступице. У заводских грузовиков, спецтехники такой развал уже с конвейера. Он не регулируется, а устраняется самостоятельно при езде за счет нагрузки кузова. Под весом транспорта колеса «переводятся» в перпендикулярное положение по отношению к дорожной плоскости — к нулевому развалу.
- Отрицательный. Наклон шин к кузову. По отношению к ступице низ колёс «выглядывает» наружу. При таком развале увеличивается устойчивость машины при прохождении поворотов.
- Нулевой. Воображаемый четырехугольник строгой геометрической формы.
У транспорта необходимо регулярно делать корректировку этих параметров.
Схождением называют угол, который описывает зависимость направления движения от плоскости вращения колеса. Визуально определяют осмотром.
- При параллельном фиксировании колес — норма.
- Если колеса «глядят» друг на друга, схождение положительное.
- Повернутое влево или вправо положение краев шины называется отрицательным схождением.
Стараются не выставлять нулевые показатели при регулировке. Мастера компенсируют сход развалом, например, при отрицательном развале уравновешивают отрицательным схождением, чтобы уменьшить износ резины с одной стороны.
Продольный, угловой наклон оси поворота — кастор (кастер). Его учитывают для стабилизации управляемого колеса при движении.
- У современных машин считается нормой положительный кастер с отклонением оси поворота назад. Иногда специально развалом-схождением добиваются положительного параметра кастера, чтобы исключить «рысканье» и устойчивость при движении по прямой.
- Отрицательный кастер — когда ось поворота завалена вперед. Пример — тележка в магазине. Колеса завалены при кручении вокруг оси, что упрощает поворот. Или «Волга» со шкворневой подвеской. При отсутствии рулевого гидроусилителя ей легко было управлять.
У каждого автопроизводителя, кроме нормативов к шинам, есть дополнительные требования, которые учитывают при развале-схождении:
- конструктивные особенности;
- тип подвески;
- площадь контактного пятна;
- вылет;
- габариты резины.
Автослесари никогда не будут выполнять точную регулировку по шаблону. Параметры развалов отличаются даже в пределах одной марки.
Почему нужно выставлять развал-схождение
Профессиональная регулировка обеспечит водителю уверенный контроль за движением транспортного средства, повысит маневренность, безопасность. Сход-развал нужен для коррекции угла расположения колес.
У новых машин из салона не проверяют до определенного пробега эти показатели, так как они выставлены идеально. По мере эксплуатации параметры изменятся, износится подвеска, отдельные детали притрутся, элементы «усядутся». Придет время обратиться в шиномонтаж за регулировкой.
Какие углы наклона при схождении не регулируются:
- Сход для задних колес, если на задней оси — балка или мост. Угол изменится самостоятельно от деформации балки. Даже если попытаться использовать проставочную шайбу под ступицу, заменить балкой с разборки, все равно не выставить угол. Выход — купить «родную» балку и заменить. Дорого, но надежно.
- Трудно регулируется угол на подвесках McPherson, которыми укомплектованы все современные транспортные средства.
- Кастер регулируют только на передней оси на управляемых колесах. Задняя ось — всегда с нулевым показателем. Изменяется параметр после ДТП, замены запчастей неоригинальными изделиями.
Кастор делали для спорткаров и тюнинга.
Что будет, если не делать настройку углов
Правильность выставленного угла не определяется «на глазок». Проблема появляется по мере эксплуатации авто, а выявить ее можно у опытного автослесаря-механика.
Специалист изучит исправность подвески, давление в шинах. Оно должно быть одинаковым в автошинах на одной оси. Допускается незначительное расхождение давления для разных осей. При невыставленном давлении даже после выставления угла наклона автомобиль «поведет» к менее накачанной шине.
Далее мастер проверит состояние шаровых. Разбитое шаровое, порванный сайлент-блок сначала меняют, а затем приступают к остальному.
Что бывает при неотрегулированных колесах:
- Падает показатель управляемости. Транспортное средство «уводит» влево или вправо. Причины могут быть разные: спуск, шина проколота. Может потребоваться заменить рулевую тягу, подшипник. В большинстве случаев правильная траектория машины восстанавливается после выставления углов.
- Выезжайте на тихую дорогу, выберите ровное место, отпустите руль на скорости, посмотрите на поведение авто. Езда должна быть стабильной без подруливания.
- Неравномерный или ускоренный износ резины. Возможно, вы заметили, что какая-то сторона истирается быстрее, чем другая. Это сигнал, что нужно выставить развал или схождение. Некоторые меняют резину местами, чтобы не покупать новую. Но лучше сделать настройку угла наклона, чтобы проблема ушла.
- Подвеска принимает на себя серьезную нагрузку. Из-за нарушений угла наклона колесо крутится не так. Это провоцирует износ подшипников, шарнирных элементов.
- Перенагрузка на руль. Чтобы удержать автомобиль на прямолинейной траектории, приходится прикладывать немалые усилия.
Весомый довод в пользу обращения в автомастерскую — стало уходить больше бензина. В списке причин перерасхода топлива неправильный угол наклона занимает одно из первых мест.
Когда настраивать
Настройку угла выполняют:
- Посезонно: при «переобувке» с летней на зимнюю резину и наоборот. Это актуально в случае использования колес разного параметра: при переходе с низкопрофильной резины на обычную или высокопрофильную.
- После определенного пробега. Рекомендовано выставлять показатели после 20 тыс. км. За это время подвеска и ее детали изнашиваются, а углы наклона изменяются.
- В случае необходимости. Если въехали в яму, гарантированно сбиваются настройки. Отсюда — плохая управляемость, истирание шины с одной стороны быстрее, чем со второй.
- После любого ремонта ходовой.
При замене «родных» деталей неоригинальными нужна оценка на стенде сход-развала. Неоригинальные всегда отличаются размером от «родных», сбивают критично настройки. В теории можно самому заняться выставлением углов наклона.
Только стоит ли экономить на комфорте и безопасности, если в автосервисе регулировки точные, есть гарантия?